Сергей А. Хазанов-Пашковский. Юрий Горский – mali principii – malus finis
На днях появилось известие, что 6 июня Департамент государственной безопасности Литвы повторно отказал в политическом убежище Юрию Горскому, который перебрался в это балтийское государство в июле 2017 года, и с тех пор пытается получить там статус политического беженца.
В мае 2018 года литовские власти, основываясь на информации, предоставленной Департаментом государственной безопасности Литвы и неправительственной организации Freedom House, уже отказали Горскому в предоставлении политического убежища. Департамент государственной безопасности утверждал, что «Горский поддерживал и вероятно до сих пор поддерживает контакты с российскими разведывательными ведомствами, а его действие в Литве имеет признаки проведения в жизнь российской политики». Freedom House, со своей стороны, охарактеризовала Горского «как контролируемого Кремлем провокатора, лишь имитирующего оппозиционную деятельность».
И действительно, если даже бегло бросить взгляд на этапы общественно-политической деятельности данного персонажа, было бы удивительно, если бы литовские спецслужбы пришли к иному заключению.
С 2005 по 2006 год Горский возглавлял московское отделение Евразийского Союза Молодежи, после чего стал во главе Департамента культуры и пропаганды Международного Евразийского Движения. Одного этого факта участия на руководящих должностях в откровенно прокремлевской организации уже было достаточно, чтобы навсегда закрыть перед Горским двери в движение русских националистов. Однако Горский всерьез решил сыграть на национально-патриотическом поле, проявляя удивительное упорство.
Распрощавшись с евразийцами, он принял активное участие в деятельности организации ПЗРК «Русь», созданной в рамках кремлевского проекта управляемого национализма, возглавив московский исполнительный комитет партии. Правда, несмотря на громкие заявления о наличии 70 региональных отделений и более 70 тысяч членов, партия, видимо не получив обещанного финансирования, превратилась в фикцию, и ее деятельность не получила никакого развития.
Далее Горский присоединился к деятельности Движения Против Нелегальной Иммиграции, но уже в скором времени – в 2008 году, с группой таких же проходимцев он создает бутафорское «Русское ДПНИ», основной и, пожалуй, единственной задачей которого была компрометация и попытка раскола подлинного ДПНИ, которое представляло тогда собой наиболее крупную организацию, объединившую в своих рядах русских националистов. В том же 2008 году Горский предпринял попытку провести альтернативный Русский марш, что на деле обернулось комедийным фарсом в московском метрополитене – и Горский органично совместил роль шута и мелкого провокатора.
Известного и наиболее значимого оппозиционного политика Алексея Навального, разоблачающего повсеместную коррумпированность нынешнего режима, Горский называл «информационным пузырем» и последовательно выступал против него.
В 2011 году, когда Горский получил разрешение на проведение альтернативного «Имперского русского марша», с единственной целью – вновь расколоть единое мероприятие русских националистов, среди его основных лозунгов был – «против оранжевой революции». Тогда же специально для выступления против Алексея Навального Горский пригласил на свое мероприятие И. Охлобыстина.
В том же 2011 году Горский, перевоплотившись уже в монархиста, принимает участие в деятельности «Монархической партии самодержавная Россия», получив там пост члена президиума. Партия, несмотря на громкое название, разумеется, была в полной мере лояльна кремлевскому режиму, и особо подчеркивала ведущую роль президента Путина. Но и здесь Горский выступил в своей традиционной роли провокатора. Вместе со своим партнером – директором аналитического центра ветеранов госбезопасности «Вымпел» чекистом Кривошеевым и другими лицами, которые были напрямую связаны с партией власти, он принял участие в попытке переворота и смещении Председателя Центрального совета Меркулова, под предлогом, что последний не угоден администрации Президента и, пока он руководит партией, её не зарегистрируют.
Ну и завершим небольшой обзор деятельности Горского, возвращаясь к тем же евразийцам, с которыми Горский разорвал отношения лишь на время. Вот, к примеру, 5 апреля 2012 года после проведения круглого стола на тему «Русские в России Путина», который прошёл в Москве в Центральном доме журналистов, был образован Координационный совет Национал-консервативных сил, в который помимо лидеров евразийцев и других прокремлевских активистов вошел и Горский.
И вот неожиданно, в конце марта 2014 года Горский приезжает в Киев, посещает Майдан (после завершения всего противостояния и последующего кровопролития) и, «проникшись» его атмосферой, открыто выражает симпатии украинской революции, пытаясь втереться теперь в доверие и к украинским правым. Хотя еще за полгода до этого он с гордостью заявлял в открытом письме к лидеру партии «Великая Россия» А. Савельеву, что в свое время «пришел {к евразийцам} предотвращать ту «оранжевую революцию», которая должна была вот-вот прийти к нам с берегов Днепра».
В Москве Горский активно подключается к различным организациям от Артподготовки В. Мальцева до оргкомитета Партии Националистов (в конечном итоге, в свойственной себе манере или скорее выбранному амплуа, он скандально разойдется со всеми из них). Горский даже принципиально меняет отношение к А. Навальному, позиционируя себя уже как оппозиционного режиму деятеля. Участие и организация небольших протестных мероприятий с громкими эпатажными лозунгами приводят в конечном итоге к возбуждению уголовного дела по 280 статье УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и домашнему аресту в качестве меры пресечения. Не дожидаясь развития событий, на следующий день Горский переезжает в Литву.
Первый отказ в предоставлении политического убежища Горским был обжалован в Верховный административный суд Литвы, который удовлетворил его жалобу и отменил решение Окружного суда Вильнюса, принявшего решение о выдворении Горского с территории Литвы. При этом, по свидетельству главы Департамента миграции Э. Гудзинскайте, Высший административный суд, вопреки заявлению самого Горского, не опровергал утверждения Департамента государственной безопасности и Freedom House, ставшими мотивом отказал в предоставлении политического убежища, а лишь посчитал, что предоставленная ими информация «показалась не достаточно весомой, чтобы можно было принять решение».
После этого Горский подал повторное прошение о предоставлении ему политического убежища, которое, как было сказано в самом начале – вновь оставлено без удовлетворения.
Сложно сказать наверняка, продолжает ли Горский по сегодняшний день поддерживать отношения со спецслужбами РФ и является ли проводником кремлевской политики. В конце концов, быть на побегушках у кремлевских политтехнологов нормальному человеку рано или поздно должно опротиветь. Но каждый, кто пошел на сознательное сотрудничество с русофобским режимом в Кремле, должен понимать, что он неминуемо будет persona non grata не только для русских национальных сил, но и для европейского сообщества, которое не горит желанием привечать у себя различных политических проходимцев.
Сергей А. Хазанов-Пашковский
июнь 2019 года, Санкт-Петербург